Эффект семинара

Кирилл Алфёров
1 марта 2013

Немало экстрасенсов проводят семинары, где они отвечают на вопросы. Левашов в своё время проводил регулярные встречи с читателями; Лазарев выпускает лекции пачками и люди смотрят эти лекции запоем, как сериал. Другие деятели Нью Эйдж тоже стараются не отставать.

Ясно, что те, кто смотрит, верят своим гуру и хотят получать от них информацию. Но эффект не ограничивается желанием получить какие-то новые сведения.

Прежде всего, обратим внимание на то, что гастролирующие с лекциями товарищи мастерски играют роль мудрецов-всезнаек. В карман за ответом они не лезут. Любой вопрос давай, никогда не скажут - "не знаю". И именно эта уверенность и подкупает людей.
Психологически, неопределённость - вещь неприятная. Скептик ценит правду превыше всего и потому со временем привыкает к ощущению неопределённости и может даже получать от этого ощущения удовольствие, но в целом - состояние, конечно, не самое приятное.

А потому очень успокаивает, когда можно включить видеокассету или ДВД и слушать человека, который авторитетно даёт ответы на любые вопросы.

По-своему харизматичные, говорящие с авторитетом, и Левашов и Лазарев психологически убедительны. И хотя оба призывают "работать над собой", можно предположить, что собственно "работать над собой" почти ни у кого не получается (не говоря уж о том, что "работа над собой" понимается каждым по-своему), а все просто с упоением слушают лекции, читают книги и смотрят семинары, где лектор с якобы сверхъестественным доступом в другую реальность подтверждает чаяния смертного человека - на вечную и разумную жизнь.

Да и лекции любопытные - постоянная игра причины и следствия, оказывается это - потому, а это - посему! Фильм такой-то, оказывается, полон агрессии, детское питание Агуша вызывает четырёхкратную концентрацию по судьбе, а американцы на Луне увидели инопланетный корабль, который скоро прилетит сюда. И всё это говорится с таким авторитетом, с такой убедительностью, что не поверить очень трудно!

Здесь сказывается и другой момент - элемент развлекательности. И хотя мы, скептики, понимаем, что перед нами шарлатаны, нельзя не отдать им должное в том, что они - прекрасные рассказчики.

В случае Лазарева, упомянутое выше сравнение с сериалом очень подходит. Лазарев облёк свою деятельность в мета-рассказ, на протяжении которого происходит шлифовка "системы", с регулярными крупными встрясками, прямо как в телевизионных драмах, когда главный герой оказывается при смерти. Главный герой у Лазарева - он сам. С замиранием сердца люди в зале слушают, как Лазарев узрел очередную неведомую структуру, которая чуть его не убила. А затем он поведает, как на рыбалке с друзьями они говорили про секс и Лазарев начинает давать советы на эту животрепещущую тему.
Таким образом, у верных слушателей есть все причины ждать и покупать всё новые и новые видео лекции - а вдруг Лазарев скажет что-то важное, вдруг на ещё одну новую структуру "выйдет", а мы ходим и не знаем?

В связи со смертью Левашова активность его паствы, безусловна, снизится, но наличие видеороликов на ЮТюбе тоже делает своё дело: можно долго прыгать по ссылкам и слушать, что Левашов считал по поводу секретного оружия США, по поводу Путина, что он думал по поводу здоровья, питания и так далее - масса развлекательного материала!

Рассказчики славились издревле и деятели наподобие Лазарева и Левашова неплохо исполняют эту функцию. Быть может, даже слишком хорошо. И мы не против рассказчиков. Но наше дело донести до людей, что все эти целители - никакие не целители и не философы и не учёные, а обычные сказочники.

meme10.png
Unless otherwise stated, the content of this page is licensed under Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License